Назад
тема
Птицы
![Изображение слайда 1](/media/slides/15-16_Muravejnik_1.webp)
![Изображение слайда 2](/media/slides/15-16_Muravejnik_2.webp)
![Изображение слайда 3](/media/slides/15-16_Muravejnik_3.webp)
![Изображение для тренажера](/static/img/lump.webp)
Тренажёр
Почему некоторые птицы любят сидеть на муравейниках?
Потому что муравейники напоминают гнёзда.
Потому что муравьи помогают птицам очистить перья.
Объяснение
Некоторые птицы натирают муравьями свои перья и кожу. Другие ложатся на муравейник и позволяют насекомым ползать по своему телу. Муравьи вырабатывают муравьиную кислоту. Она убивает или отпугивает паразитов: клещей, блох. Муравьи, обозлённые вторжением в муравейник, поливают перья птицы кислотой. Когда чистка закончена, птица взлетает и смахивает с себя муравьёв.
![Иконка 'Это интересно'](/static/img/lump.png)
Это интересно
![](/media/lessons/interesting/15-16.webp)
Некоторые птицы, например воробьи, купаются как в лужах, так и в песке, и в придорожной пыли. Так они чистят перья.
![Икона для игры](/static/img/game.webp)
Игра
![](/media/lessons/game/JEkd_15-16-1_I.webp)
![](/media/lessons/game/JEkd_15-16-2_I.webp)
Перед вами один и тот же кубик, повёрнутый разными гранями. Узнайте, какие буквы написаны на гранях, на которые указывают стрелки. Как называется эта птица?
Иволга
Гагара
Гоголь
![Иконка факта](/static/img/fact.webp)
Факт
Более трети всех видов птиц Республики Татарстан составляют воробьиные. Их насчитывается 103 разновидности. Самые распространённые – домовой и полевой воробьи.
![Изображение факта](/media/lessons/fact/15-16.webp)
![Иконка практического задания](/static/img/detective.webp)
Практическое задание
Береги воду!
Необходимые материалы
Пластиковые стаканчики, вода, соль, сода, песок, растительное масло, гуашь, чайная ложка.
Задание
Узнайте, все ли вещества растворяются в воде. Обсудите с одноклассниками проблему загрязнения воды.
1
![Изображение шага 1 практического задания](/media/lessons/practical_tasks/JEkd_pz_15-161.webp)
В пять стаканчиков налейте воду.
2
![Изображение шага 2 практического задания](/media/lessons/practical_tasks/JEkd_pz_15-162.webp)
В первый стаканчик положите пол чайной ложки соли, во второй – столько же соды, в третий – песка, в четвёртый – гуаши, а в последний – масла. Размешайте.
3
![Изображение шага 3 практического задания](/media/lessons/practical_tasks/qwestion.jpg)
Что растворилось в воде, а что нет?
4
![Изображение шага 4 практического задания](/media/lessons/practical_tasks/qwestion_qWpEzRG.jpg)
Воду в каких стаканчиках по-прежнему можно назвать чистой, а в каких нет? Почему?
5
![Изображение шага 5 практического задания](/media/lessons/practical_tasks/poesnenie.png)
Одно из свойств воды – способность растворять другие вещества. Но этот процесс не проходит бесследно. На примере взаимодействия воды с солью и гуашью ясно, что вода смешивается с другим веществом, и потому уже не является чистой. Некоторые вещества не растворяются в воде, но тоже могут её загрязнить: например, масло. С маслом сравнимы бензин и нефть: разливаясь по поверхности, они образуют тонкую плёнку, из-за которой водные обитатели не могут дышать. При этом очистить воду от тех или иных загрязнений трудно, а иногда – совсем невозможно. Важно не допускать попадания в воду вредных веществ!
Дополнительный материал
Предыдущий урок
![Изображение предыдущего урока](/media/lessons/preview/13-14.webp)
Скворечники
урок 13-14
Следующее исследование
![Изображение следующего исследования](/static/img/research.png)
Исследование
Птицы